Нижнее платье - киртл (kirtle)

Киртл с рукавами Киртл без рукавов

На фотографиях представлен киртл, крепившийся в то время на булавках. Пока жду снимков лучшего качества.

 Один из самых ярких и традиционных примеров киртл. Рогир ван дер Вейден - Braque Family Triptych, ок. 1450. Лувр, Париж.
рис. 1

 

Дама демонстрирует часть нижнего платья. Можно предположить, что к нижней части киртл пришит присборенный кусок материала. Миниатюра из французского манускрипта. Национальная Библиотека Франции.
рис. 2

 

Дама в киртл, с приколотой к нему вставочкой.
рис. 3

 

Фрагмент шнуровки. Рогир ван дер Вейден. Снятие с креста
рис. 4

 

Киртл, отрезной по талии. 1445 год.
рис. 5

 

Киртл с меховой окантовкой по подолу. Рогир ван дер Вейден Deposition in the Prado, Madrid, 1435 г.
рис. 6

 

Рогир ван дер Вейден, Seven Sacraments Altarpiece, 1445-50. Музей изящных искусств Антверпена.
рис. 7

 

Киртл с потайной шнуровкой и железными петельками
рис. 8

 

Миниатюра из манускрипта The Book of Simple Medicine, XV век. На девушке надет киртл с пояском.
рис. 9

 

'Рождение Марии'
Германия, с. 1470, 
Master of Life of the Virgin
Alte Pinakothek, Munich

,
рис. 10

 

Рогир ван дер Вейден, 1430, Снятие с креста
рис. 11

 

Неизвестный фламандский мастер, 1460, 'Снятие с креста', Alte Pinakothek, Мюнхен
рис. 12

 

Следующей составляющей бургундского костюма считаетя киртл (нижнее платье). Характерными приметами этого платья являются: глубокая шнуровка, очевидно опускающаяся ниже линии талии, и короткие рукава с пристегивающимися "фальшивыми" т.е. накладными длинными рукавами. Одним из самых ярких примеров киртл является изображение Марии Магдалины с алтаря Брак (Рогир ван дер Вейден, рис. 1).

Если судить по картинам и миниатюрам, то можно утверждать, что появиться на людях в киртл не считалось неприличным. Женщины в киртл изображаются в сценах, происходящих в церкви (рис. 7), а так же в роли святых (рис. 8). В Часослове братьев Лимбург мы видим крестьянок, работающих на поле в платьях, очень похожиш на киртл - с отстегнутыми рукавами и шнуровкой. Женщины в нижних платьях изображаются и в сценах снятия с креста. Для экономии места я не привожу все картины, на которых можно видеть киртл - практически все из них можно найти в Галерее Европейского Искусста.

Вполне резонно было бы спросить - каким образом можно доказать, что под верхним платьем (la robe) было одето еще что-то и что этим что-то был именно киртл. Во-первых, верхнее платье не называлось бы таким, если бы не существовало противоположное ему :). На некоторых картинах и миниатюрах мы видим дам, приподнимающих подол платья, из-под которого виднеется деталь еще одного платья (рис. 2). Судя по окраске и часто встречающейся окантовке или украшению подола (рис 2, 6), мы видим не нижнюю рубашку, а именно платье. Еще одним доказательством использования киртл как нижнего платья являются изображения женщин, снявших роб и оставшихся в нижних платьях. В качестве примера лэди Лионетт указывает на изображения дам, взятые из Le Cueur d'Amours Espris короля Рене. На одном из изображений дамы предстают пред нами в роб, а позднее они снимают верхние платья и остаются в киртл. Изображение, которое приводит леди Лионетт интересно еще и потому, что мы можем видеть вставочку, прикрепленную к платью и часто видимую в разрезе роб (рис. 3).

Как уже упоминалось, шнуровка платья была глубокой и заходила на живот. Петлями могли служить не только отверстия в ткани, но и пришитые на платье металлические колечки (рис. 4). Также в дополнение к колечкам, пришитым по краю платья, проделывались петли-дырочки, что, вероятно, создавало довольно крепкую шнуровку. Шнуровка могла быть и практически скрытой, потайной (рис. 8). На своем платье я собираюсь сделать металлические петли-колечки. Материал и способ изготовления оных пока остаются под вопросом. Шнурки я очень хочу попробовать сплести руками в технике "пальцепетлия" - fingerloop.

Интересной деталью, которую можно заметить на некоторых картинах, является украшение подола киртл. Иногда киртл украшен полоской меха (рис.6), а иногда присборенной полосой ткани (рис. 2).

Не могу сказать, что вопрос о крое киртл я решила со 100% достоверностью. Выкройка составлялась профессиональной портнихой, которой я принесла несколько репродукций, на которых можно было рассмотреть швы. За основу легли репродукции картин Рогира ван дер Вейдена (алтарь Семи Чудес, алтарь Брак, триптих "Снятие с креста"). Здесь я поместила нарезку картин с выделенными швами, по которым мы выкроили лиф платья (картинки большие). Дополнительную подборку фрагментов миниатюр, демонстрирующих различные швы, можно посмотреть здесь.

На картинах встречаются киртл как отрезные по талии (рис. 5, 7, 10), так и "цельнокроенные" (рис. 1, 9). Леди Лионетт утверждает, что глубокая шнуровка присутствовала и на отрезных по талии платьях. У меня слишком мало доказательств как этому, так и обратному утверждению, поскольку на большинстве изображений с отрезным платьем женщины показаны к нам спиной. Одна из картин, где можно видеть линию отреза на талии и шнуровку - "Рождение Марии" (рис. 10). Однако, как кажется мне, шнуровка обрывается на линии отреза. С другой стороны, у Магдалины на картине "Снятие с креста" (рис. 4) шнуровка явно продолжается ниже линии талии. Мой киртл отрезной, с глубокой шнуровкой.

Юбку платья нам пришлось сшить из вертикальных полос, на подобии платья Марии Габсбургской, поскольку материал, закупленный на платье, дал неожиданно сильную усадку во все стороны и ткань пришлось экономить.

Крой неотрезного киртл для меня уже не тайна за семью печатями, но все еще загадка. Основываясь на различных фрагментах швов (рис. 8) я могу предположить, что киртл кроился по выкройке, чрезвычайно похожей на выкройку Moy Bog Gown. Если приглядеться к рисунку Маргарет Ланнин, то можно заметить некоторое сходство в расположении швов на этой выкройке и рисунке 8 - примерно те же швы, идущие по линии груди и опускающиеся вниз. Марк Карлсон же не включает эти швы в свой рисунок. Кто из нас больше прав - неизвестно.

Интересен крой рукавов - на спине Moy Bog Gown заметны ярко выраженные и довольно непривычные "лопатки". Возможно, они позволяют руке двигаться более свободно. Что интересно - признаки этих "лопаток" встречаются на некоторых картинах* и миниатюрах**, так что можно утверждать что подобный принцип кроя не является исключительно ирландским.

Однако, следует заметить, что по выкройке, похожей на выкройку платья из Moy Bog, кроятся, в основном, платья с длинными рукавами. На спинах платьев с короткими рукавами "крыльев" не видно (рис. 7). На рисунке 7 можно видеть гладкую спинку платья, очевидно выкроенную из двух частей. Возможно предположить, что перед кроился примерно тем же образом. Как кажется мне, рукава в этом случае кроятся просто.

Ткань на киртл - лён. Цвет платья - красный, рукавов - зеленый (цвет красной ткани на картинке несколько отличается от реального, к сожалению, не получилось добиться полного соответствия). На подкладку припасен белый хлопок полотняного переплетения, очень тонкий, почти воздушный материал. Каким образом надлежит пришивать подкладку к платью - отдельно или вместе с каждой деталью, мне пока не известно, поскольку в моём распоряжении нет материалов, которые могли бы однозначно ответить на этот вопрос. Некоторую пищу для размышлений можно найти в дискусси о подкладке в Гардеробной Комнате ТожеФорума.

Швы на платье те же самые, что и на рубашке.

назад  

 

дальше

Источники:

 



Сайт управляется системой uCoz