Нижняя рубашка

(нажав мышкой на маленькие картинки, вы сможете увидеть более качественное изображение; ссылки иногда ведут на другие сайты)

Несмотря на малое количество изображений женщин, демонстрирующих нижние рубашки, в существовании этой детали костюма сомневаться не приходится. Леди Лионет в своей статье о бургундском костюме также замечает, что упоминания о нижних рубашках содержатся в описях имущества и завещаниях.

Таким образом, основную проблему составляет реконструкция выкройки нижней рубашки, поскольку археологические находки, датируемые 1480-ми годами мне были недоступны, а на большинстве картин, которые послужили основной базой для создания этого костюма, нижние рубашки видны фрагментарно или прорисованы не настолько детально, чтобы на них можно было разглядеть какие-либо швы. Чаще всего на изображениях рубашки можно разглядеть только частично, либо их вообще нет, как, например, на картинах, изображающих Страшный Суд, где женщины изображены преимущественнно обнаженными.

Основываясь на доступных мне изобразительных источниках, а так же благодаря темам Гардеробной, статье "О бургундском костюме" и консультациям членов эстонского клуба ИР Rewal, я пришла к следующим выводам о возможном внешнем виде и строении рубашки:

 

Крестьянка, работающая в поле демонстрирует нам свою нижнюю рубашку. 
'Les tres riches heures du Duc de Berry'
1412-16 Illumination on parchment, 
Musee Conde, Chantilly
1

На этом фрагменте мы можем видеть длину рубашки и ее рукавов.
'The Story of Patient Griselda' 
1450, Master of Mansel
2

Обратите внимание на рубашку этой женщины. 
Картина 'Рождение Марии'
Германия, с. 1470, 
Master of Life of the Virgin
Alte Pinakothek, Munich

,
3

На этой картине, кроме платья, просматривается треугольная горловина нижней рубашки.
(1450 г. Рогир ван дер Вейден,
'Braque Family Triptych' (правое крыло),
Лувр, Париж.
4

На лежащей в кровате роженице мы можем разглядеть форму ворота рубашки и рукава. 
Размер картинки, к сожалению, не позволяет сделать однозначных выводов о наличии складок, 
заложенных у ворота
Картина 'Рождение Марии'
Германия, с. 1470, 
Master of Life of the Virgin
Alte Pinakothek, Munich
5

Неизвестный фламандский мастер, 1460, 'Снятие с креста', Alte Pinakothek, Мюнхен
6

Михаэль Пахер (1435-1498), тирольский художник. Картина 'Рождение Марии'. На рубашке роженицы ясно различаются складки
7

Рогир ван дер Вейден, 1430, Снятие с креста
8

Женская рубашка немного недоходила до щиколотки, закрывая икры. Это можно разглядеть на миниатюре из календаря   Les tres riches heures du Duc de Berry (1415), а так же на иллюстрации из цикла The Story of Patient Griselda, (1450, Master of Mansel, взято из статьи леди Лионетт). В первом случае, возможно, необходимо сделать некоторую поправку на то, что женщина подоткнула платье, но на второй иллюстрации мы можем видеть нижнюю рубашку в полной ее красе.

Нижние рубашки имели длинные рукава, очевидно доходящие до запястья. Рукава также были относительно прилегающими - достаточно широкими, чтобы не стеснять движений и достаточно узкими, чтобы без проблем помещаться под длинными рукавами "верхних слоев" костюма.

Довольно крепким орешком для меня оказалась форма ворота нижней рубашки. Если судить по видимым в горловинах платья фрагментам нижних рубашек, то форма их ворота может быть треугольной или округлой. Мне не удалось разглядеть и найти рубашки с воротом "замочная скважина", хотя некоторые из моих товарищей по клубу пытаются "протащить" рубашки с таким воротом, оставшиеся им со времен увлечением более ранними периодами.

Для меня все еще открытым остается вопрос о наличии или отсутствии у ворота рубашки нарочно заложенных складок. Малое количество иллюстраций с явно видимыми нижними рубашками не позволяет сделать точных выводов. На рис.7 можно четко видеть складки вокруг ворота женщины. Такие же складки, возможно, присутсвуют и вокруг ворота женщины на рис.5, хотя изображение слишком мало, чтобы утверждать это точно. Леди Лионет и Аннеке из клуба Rewal, утверждают, что складки вокруг ворота определенно закладывались (о чем можно судить по характеру складок на самих рубашках) и, по их мнению, для их закрепления использовалась небольшая полоска ткани, пришивавшаяся поверху. Из природной лени, косвенно подкрепленной изобразительными доказательствами (хотя и спорными), я больше склоняяюсь к варианту рубашки без складок, с простым воротом.

Как уже было сказано, точной выкройки для нижней рубашки конца XV века, мне вывести не удалось, поэтому пришлось остановиться на одном из гипотетически возможном варианте кроя (с другими вариантами желающие могут ознакомиться здесь):

shirt.gif (4670 bytes)

Рисунок примерный и носит скорее ознакомительный характер, пропорции не соблюдены. Боковых клиньев два, но каждый собран из двух половинок. Спереди и сзади тоже вставлено по клину, для пущей ширины рубашки. Рубашка с рукавами, чтобы можно было в полевых условиях ходить по лагерю в киртл без рукавов и не смущать всех голыми руками.

 

Выкройку я мотивирую скорее логическими домыслами, чем археологическими источниками (хотя таковые на мой период наверняка где-то есть, мне они, к сожалению, пока не доступны).

Для пошива рубашки используется белая льняная ткань фабричного производства (см. образец).

linen_sm.jpg (5097 bytes)

Примеры швов, которые могут присутствовать на рубашке я взяла отсюда. На рубашке использутеся шов назад иголку и шов для обработки краев.

 

Шоссы

Рассматривая картины, практически невозможно узнать о том, что носили женщины того времени под самым платьем. В вопросе нижнего белья до сих пор приходится строить догадки, однако с шоссами повезло больше. Благодаря вездесущей Галине, ведущей Гардеробной ТожеГорода, у нас появилась возможность увидеть женские шоссы на этой картинке, взятой из Le Roman de la Rose, французских миниатюр 15-го века (слева).

Крестьянин в коротких шоссах, французский манускрипт, 15 век. На рисунке слева женщина упала и таким образом демонстрирует нам свои шоссы. На картинке справа в подобные шоссы одет мужчина крестьянин, что доказывает сам факт существования коротких, до колена шоссов. Подобного типа шоссы крепились на ноге при помощи подвязок*, повязанных, очевидно, под коленом. О материале подвязок можно только догадываться, но я больше склоняюсь к тому, чтобы сплести их "на карточках", поскольку мне кажется, что плетеные подвязки будут удобнее, чем подвязки, например, из кожи. Как говорится в книге Textiles and Clothing, в качестве подвязок зачастую использовались также и любые обрезки шерстяной ткани.

Основными цветами шоссов, скорее всего, были черный (как видно на рисунке слева) и белый, о чем пишет в своей статье леди Лионет, описывая герб дамы Marie Hoose, элементом которого являлось изображение одного белого "шосса". Судя по тому, что крестьянин на рисунке справа одет в синие шоссы, можно предположить, что использование других цветов тоже вполне возможно и допустимо.

Материалом для пошива шоссов служила шерстяная ткань*, а также другие более "летних" материалы, например, лен. Выкройку для шоссов я взяла с сайта Марка Карлссона, шоссы из раскопок в Лондоне. Я собираюсь их сшить из черного материла, возможно даже две пары - из шерсти и льна.

 

Источники, кроме художественных:

 

Информация к размышлению: магазин льняных тканей "LareLini" в Риге находится на улице Бривибас, рядом с мостом. Проезд 17. троллейбусом до остановки K.Barona iela. Магазин находится прямо на остановке, вход через двери под вывеской Kumode. Цены на ткань - в районе 2 - 3 Ls за метр. В продаже имеется беленый и небеленый лен, льняной брезент, крашеный лен (весьма достойных оттенков), льняные нитки и веревки.

 

дальше >>>



Сайт управляется системой uCoz